FAQ        Платные сервисы        Рекламодателю        E-mail рассылка        RSS     
   
 
Разместить материал:

Анонимно
Зарегистрироваться
 
   

   
   
   

   
   
   


   
   
   
 Сегодня: 7 декабря 2021
   
 

Версия для отчета Версия PDFГлавный последователь Пьетро да Кортоны

Тематика: Культура
Статьи и исследования

г. Казань
Дата публикации: 28.10.2021
Дата мероприятия / события: 28.10.2021


Обрезание Господне - один из редчайших сюжетов в западноевропейской религиозной живописи старых мастеров.



В Большое собрание изящных искусств ASG в 2010 году поступила картина, которой был присвоен инвентарный номер 04-1360. Работа не была атрибутирована и нуждалась в реставрации. Сюжет картины явно угадывался , - это Обрезание Господне, один из редчайших сюжетов в западноевропейской религиозной живописи старых мастеров. Связано это с тем, что сам обряд не получил в христианстве (католичестве и протестантизме), в отличие от мусульманства и иудаизма, широкого распространения. Тем не менее в католицизме праздник Обрезания отмечается 1 января по григорианскому календарю, а в православии – 14 января по ново-юлианскому. Гораздо более длительным процессом стало определение авторства картины.
В изобразительном искусстве одним из ранних изображений обрезания является миниатюра из византийского манускрипта «Минологий Василия II», исполненная около 980 года. Для средневековых мастеров эпизод Обрезания имел значение как первое пролитие крови Спасителя.

В период Раннего Возрождения данный сюжет был воплощён немецким живописцем Фридрихом Херлином (1425/1430 – 1500). В 1466 году он написал сцену обрезания для алтаря Двенадцати апостолов в Нёрдлингене (Бавария). Композиция является характерным образцом живописи северного Возрождения с его любовью к яркости красок, декоративизму и тщательной детализации. Херлин филигранно выписал золотистый рисунок орнамента на драпировке, служащей фоном, дорогое облачение священника (имя его неизвестно) и плитку на полу.

Ещё одним немецким художником, коснувшимся темы «Обрезания Господня», был Альбрехт Дюрер (1471 – 1528). Здесь, как и в композиции Херлина, в нижней части на переднем плане изображён богато украшенный золочёный сосуд, который затем станет неотъемлемой деталью сюжета Обрезания в живописи.

Кроме этого в период Возрождения к данному сюжету обращались итальянцы: Фра Беато Анджелико (1400 – 1455) (около 1450 года, Музей Сан-Марко, Флоренция), Лука Синьорелли (1450 – 1523) (1491 год, Национальная галерея, Лондон), мастерская Джованни Беллини (1430/1433 – 1516) (около 1500 года, Национальная галерея, Лондон), Бартоломео Венето (около 1480 – 1530) (первая половина XVI века, Лувр, Париж). Новое звучание сюжет приобрёл в эпоху Контрреформации в иезуитских церквях Италии. Общество иезуитов, для которого имя Спасителя имело особую святость, превозносило праздник Обрезания ввиду связи этого обряда с наречением Младенца, т.к. именно при его совершении Христу было дано имя Иисус (Спаситель). Во второй половине XVI – XVII веках сюжет «Обрезание Господне» встречается в творчестве Тинторетто (1518/1519 – 1594) (1587 год, Скуола Сан-Рокко, Венеция), Гвидо Рени (1575 – 1642) (около 1635 – 1640, Церковь Сан-Мартино, Сиена), Гверчино (1591 – 1666) (1646 год, Музей изобразительных искусств, Лион) и Франческо Курради (1570 – 1661).

В контексте нашего исследования наибольший интерес представляют полотна Тинторетто и Курради, поскольку герои их произведений на сюжет «Обрезание Господне» послужили прототипами персонажей картины из Большого собрания изящных искусств ASG. Работа под инвентарным номером 04-1360 поступила в собрание без атрибуции. Установление сюжета не вызвало сложностей, трактовка его традиционна. При определении авторства мы отталкивались от персонажей, прочтения их образов, поз и деталей композиции. В данном случае весьма примечательна фигура юноши на переднем плане в ярко-красной тунике. В его руках золочёное блюдо и сосуды. Согнутым коленом правой ноги он опёрся о ступени алтаря. Художник явно исполнил её под влиянием живописи выдающегося барочного мастера Пьетро да Кортоны (1596 – 1669). На его полотне «Анания исцеляет святого Павла» мы видим похожего юношу с серебряным блюдом и сосудом в руках, опирающегося на правое колено.

Главным учеником и последователем Пьетро да Кортоны был Чиро Ферри (1634 – 1689) – крупный итальянский живописец, скульптор и архитектор. Около 1660 года он повторил работу своего учителя «Анания исцеляет святого Павла», которая сейчас принадлежит Музею истории искусств Вены. И именно Ферри является автором «Обрезания Господня» из собрания ASG. Это подтверждает его подготовительный рисунок к данной композиции, находящийся ныне в Музее искусства «Метрополитен», и гравюра с него, выполненная Франсуа Спиро (1639 – 1681) в качестве иллюстрации для Римского миссала (богослужебная книга, содержащая последовательность мессы с сопутствующими текстами) Папы Александра VII. Сам Ферри исполнил пять иллюстраций к этому миссалу.

Чиро Ферри родился в Риме. Тут он обучался в мастерской Кортоны вместе с другими художниками. Мастерская работала над крупными заказами, в частности, фресками Квиринальского дворца (1656 – 1659), а также росписью потолков и других внутренних декораций Палаццо Питти во Флоренции (1659 – 1665). Первой самостоятельной работой Ферри на религиозные сюжеты стала серия фресок в церкви Санта-Мария-Маджоре (Бергамо). 3 июня 1657 года художник вступил в гильдию Святого Луки. Вместе со скульптором Эрколе Феррата (1610 – 1686) возглавлял Академию Медичи в Риме, основанную в 1673 году великим герцогом Тосканы Козимо III. Одной из лучших работ Ферри считается «Чудо святого Мартина Турского».

В 1670 году Ферри принялся за роспись купола церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне в Риме, но умер, не успев закончить работу. В 1693 году фрески были завершены его учеником Себастьяно Корбеллини. Художник оставил большое количество рисунков, гравюр, обложек для книг, архитектурных проектов. Среди учеников Ферри были Бенедетто Лути (1666 – 1724), Томмазо Реди (1665 – 1726), Амброджо Безоцци (1648 – 1706), Камилло Габриелли (около 1670 – 1730), Филиппо Мария Галлетти (1636 – 1714), Джованни Баттиста Марми (1659 – 1686), Пьетро Монтанини (1619 – 1689), Джузеппе Никола Насини (1657 – 1736), Джованни Одацци (1663 – 1731), Урбано Романелли (около 1645 – 1682). Самым одарённым учеником Ферри был Антонио Доменико Габбиани (1652 – 1726). До настоящего момента о судьбе картины «Обрезание» Чиро Ферри не было никаких сведений. Она была куплена на французском аукционе без каких-либо атрибутационных данных. Долгое время её местонахождение не было известно, а провенанс не прослеживался. Причём не прослеживается он с самого момента написания полотна, поскольку гравюра Франсуа Спиро 1662 года была выполнена не с картины, а с подготовительного рисунка – гравюра зеркально отражает не картину, а рисунок. По-видимому, после исполнения эскиза, Ферри изменил свой первоначальный замысел, и персонажи на полотне изменили положение. Данная версия подтверждается и той формулировкой, которую приводят специалисты Музея искусства «Метрополитен» относительно подготовительного рисунка Ферри, характеризуя его как «штудию для гравюры» (англ. «study for an engraving) [1]. Однако в Художественном музее Гарварда есть гравюра французского мастера Мишеля Обера (1700 – 1757), которая в зеркальном отражении воспроизводит именно картину Ферри. Изготовлена она была в Париже в 1724 году. Это значит, что Обер видел картину Ферри. Если учесть, что Международный институт антиквариата так же приобрёл работу Ферри на аукционе в Париже, то можно предположить, что вскоре после её создания, она попала во Францию и находилась там вплоть до первой четверти XXI века.

Сюжет «Обрезание Господне» приводится в Евангелии от Луки (Лк., 2:21). Когда новорожденному Христу исполнилась неделя, тогда пришло время обрезать Младенца, и «дали Ему имя Иисус». Эта операция требовалась по закону Моисея как знак Завета. Она могла выполняться родителями или священником храма, специально призванным для этого. Лука не рассказывает об обрезании, но христианское искусство всегда помещает эту сцену в храм. Младенец обычно на руках у Девы Марии, священник рядом, у него в руках нож, взятый им с подноса, который держит прислужник. Может присутствовать Иосиф. На картине Ферри Дева Мария изображена у левой кромки. На ней – классическая красная туника и синий мафорий. На голове – коричневый плат. Правую её руку скрывает мафорий, левая – с отведённым указательным пальцем – прижата к груди. Очевидно фигура Мадонны написана под впечатлением от образа Девы Марии с картины старшего современника Ферри – Франческо Курради. Близки их одежды, расположение в левой части композиции, постановка фигур, несколько согнутые спины, характер драпировок коричневых платов, абрис профилей. Идентичен им образ Ветурии с картины Ферри «Кориолан у ворот Рима». Тут мать древнеримского политика, одетая как и Дева Мария с полотна Ферри «Обрезание Господне», так же изображена в профиль.

В центре – алтарь с младенцем Христом на белой пелене. Он изображён лежащим на спине боком к зрителю с подогнутыми коленями. От головки, поддерживаемой прислужником, исходит сияние. Впервые аналогичным образом его написал Тинторетто в 1587 году. Хотя у Тинторетто Иисус лежит не на алтаре, как у Ферри, а на руках у священника

За спиной Девы Марии изображён Иосиф, опирающийся на посох. В глубине композиции по центру – прислужники, один из которых держит зажжённый факел. Вверху среди облаков – три ангела. Ангелов в небесах можно видеть во многих работах Ферри: «Видение Иисуса Христа и Девы Марии святой Марии Магдалине де Пацци» (1684 год, Базилика Санта-Кроче, Флоренция), «Видение святой Терезе» (Церковь Сантиссима-Аннунциата, Сиена), «Мария Магдалина в пещере» (1655 – 1665 годы, Национальный музей изобразительных искусств, Рио-де-Жанейро) и т.д. Во всех этих случаях улыбающиеся ангелы – малыши или уже юноши – резвятся в облаках, держат их руками или свисают с них. В левой части картины Ферри «Обрезание Господне» из собрания ASG два ангела поддерживают тёмно-зелёную драпировку. Один из них поднял вверх руки, другой – опёрся локтем на облако и смотрит в сторону. Трактовка анатомии детских тел, их позы и движения близки ангелам Ферри с рисунка «Смерть святого Франциска Ксаверия» 1674 – 1679 годов из Музея искусства «Метрополитен».

Помимо ангелов на картинах Чиро Ферри часто можно встретить различную золочёную и серебряную утварь: кувшины, сосуды, блюда, подносы и проч. На его полотне «Моисей и дочери Иофора» (1660 – 1689 годы, Художественный музей, Сан-Паулу) девушки набирают в сосуды воду из колодца, несут их в руках и на голове. Высокий золочёный сосуд с ручками изогнутой формы стоит на земле у колодца. Роскошный кувшин с богатым декором представлен в правой части на картине «Весталки» рядом с креслом, в котором сидит одна из жриц (Галерея Спада, Рим). Ещё в одном варианте композиции «Моисей и дочери Иофора» из Музея изящных искусств Хьюстона в центральной части за колодцем изображена героиня, держащая в руках кувшин с высокой изогнутой ручкой, окантованный внизу овоидным орнаментом. Крупными овами украшен по низу и сосуд, стоящий в центре на полу в композиции «Обрезание Господне» из Большого собрания изящных искусств ASG.

Интерес Ферри к изображениям на картинах изделий ДПИ связан с тем, что сам художник часто работал над проектами предметов для оформления интерьеров. Он проектировал алтари и табернакли (сооружения для хранения предметов религиозного поклонения), эскизы которых хранятся в Музее искусства «Метрополитен». Для главного алтаря церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме он изготовил великолепный циборий (сосуд для хранения освещённых даров), а для Собора Святого Иоанна на Мальте – реликварий руки Иоанна Крестителя.

Ферри проектировал не только предметы религиозного культа, но также картинные рамы и мебель, воплощая эти эскизы и в живописи. На его картине «Целомудрие Иосифа» из Музея изящных искусств Анже в правой части представлен золочёный стол, где в роли основания выступает грифон с женской головой. Справа в работе Ферри «Обрезание Господне» так же изображен золочёный стол с S-образно изогнутой ножкой, основанием в виде звериной лапы и маскароном вверху.

Композиция Ферри «Обрезание Господне» имеет вертикальную ориентацию. Практически в центре (с небольшим смещение вправо) расположен алтарь, окружённый со всех сторон персонажами. Впереди – ступени, на которых стоит юноша с блюдом, на заднем плане – колонны. Ферри не раз прибегал к подобным композиционным построениям. Например, в гравюре Корнелия Блумарта II (1603 – 1692) 1679 года с картины художника «Павел рассказывает народу Греции о Страшном суде» в центре так же написан алтарь, с ведущими к нему ступенями, на которых стоят участники события. С неба, как и в «Обрезании Господнем», льётся свет, а драпировка обвивает колонну.

Вертикальный формат композиции избрал для «Обрезания Господня» и Гвидо Рени. Посередине – алтарь с младенцем Иисусом. За действиями священника со всех сторон наблюдают свидетели происходящего. Справа – Дева Мария, изображённая в профиль, по центру снизу – два ангела на ступенях. Один держит блюдо, другой, глядя на Иоанна Крестителя, преклонил колени. На заднем плане – колонны композитного ордера и два ангела среди облаков в золотистом сиянии. Рени написал данное полотно в 1635 – 1640-х годах, и, конечно, оно повиляло на многих живописцев XVII столетия, включая Ферри.

Между творчеством Гвидо Рени и Чиро Ферри не стоит искать слишком близких точек соприкосновения в части художественного языка и живописных приёмов, это всё-таки две разные традиции. Куда ближе Ферри манера своего учителя Пьетро да Кортоны и неаполитанца Луки Джордано (1596 – 1669), который писал работы с невероятной быстротой и даже получил за это прозвище «Фа Престо» (итал. «fa'presto» – «быстрее»). Кортона и Джордано часто оставляли свои композиции недописанными, так как из-за своего живого и неуёмного темперамента переключались на другие работы. Стиль Ферри базировался на стиле Кортоны: смелость композиции и стремление к оригинальности и виртуозности техники доходило у него до необдуманности и небрежности. Картины Ферри исполнены на абсолютно разном уровне мастерства – от детально проработанных до недописанных. Говорить о живописных качествах полотна Ферри «Обрезание Господне» из собрания ASG пока рано – оно покрыто слишком толстым слоем лака, который искажает его колорит и рисунок. В наших дальнейших публикациях мы будем освещать ход реставрации произведения, а также проанализируем особенности авторской живописи Ферри в данном конкретном случае. Что касается даты создания «Обрезания Господня», то здесь мы ориентируемся на 1662 год, когда Франсуа Спиро изготовил гравюру по рисунку Ферри. Художник начал работать в мастерской Картоны в 1656 году в возрасте 22 лет. Работы Ферри, выполненные ранее этой даты, нами не выявлены. В связи с этим мы атрибутируем полотно из Большого собрания изящных искусств ASG датой около 1660 года. Этим же временем датируется повтор композиции Пьетро да Кортоны «Анания исцеляет святого Павла». Композиции роднит образ юноши с блюдом, преклонившего правое колено на ступенях алтаря. Таким образом «Обрезание Господне» Чиро Ферри из собрания ASG можно отнести к раннему периоду творчества мастера. Большинство полотен Ферри находится в церквях и монастырях Италии, обширная коллекция рисунков – в Музее искусства «Метрополитен». Подготовительный рисунок к картине Ферри «Обрезание Господне» так же хранится в музее Нью-Йорка. С научными сотрудниками этого американского музея мы и планируем установить провенанс работы Ферри из собрания ASG.

Алина Булгакова
Источник: Международный институт антиквариата




 
   
   
   
   

   
 
ByconGroup
 
   

   
   
   

   
 
« ноябрь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс 123456789101112131415161718192021222324252627282930
За весь месяц


« декабрь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс   12345678910111213141516171819202122232425262728293031
За весь месяц
 
   

   
 
Медиалогия
 
   

   
   
   
Портал разработан студией NeoWays.ru
КГ "Византия" ©, 2010                                   Служба поддержки пользоваталей: support@smi2go.ru