FAQ        Платные сервисы        Рекламодателю        E-mail рассылка        RSS     
   
 
Разместить материал:

Анонимно
Зарегистрироваться
 
   

   
   
   

   
   
   


   
   
   
 Сегодня: 29 марта 2024
   
 

Версия для отчета Версия PDFОдно из чудес, сотворенных Христом

Тематика: Культура
Статьи и исследования

г. Казань
Дата публикации: 20.09.2022
Дата мероприятия / события: 20.09.2022


В 2013 году Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось полотном на библейский сюжет «Исцеление паралитика». Эксперты аукционного дома Christophe Morel атрибутировали работу французской школой первой половины XVII века. Мастерски исполненная композиция написана на довольно редкий сюжет из Нового Завета.



В 2013 году Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось полотном на библейский сюжет «Исцеление паралитика». Эксперты аукционного дома Christophe Morel атрибутировали работу французской школой первой половины XVII века. Мастерски исполненная композиция написана на довольно редкий сюжет из Нового Завета.

Исцеление паралитика совершилось в купальне, располагавшейся у Овечьих ворот (через них прогонялись к храму жертвенные животные, или был расположен рынок этих животных). Вода из купальни считалась чудодейственной, когда «ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» [Ин. 5:4]. При купальне лежал расслабленный, страдающий своей болезнью 38 лет и потерявший всякую надежду на исцеление, так как некому было опустить его в купальню при возмущении воды. Иисус сказал ему: «возьми постель твою и ходи» [Ин. 5:8]. Паралитик тотчас выздоровел, взял свою постель и пошёл.

В правой части картины из собрания ASG изображён Иисус Христос в сопровождении апостолов, перед которым преклонил колени паралитик с постелью в руках. Слева – больные, изумлённые свершившимся чудом. На заднем плане – купальня с больными и ангел в белом одеянии, спускающийся к воде. Фоном служит архитектурная постройка и пейзаж с деревьями справа.

За сюжет «Исцеление паралитика» брались такие европейские мастера как Якопо Пальма Младший (1592, коллекция Франческо Молинари-Праделли), Бартоломе Эстебан Мурильо (1667 – 1670 годы, Национальная галерея, Лондон), Педро Орренте (1615 – 1620 годы, Музей истории искусств, Вена), Паоло Веронезе (1560 год, церковь Сан-Себастьяно, Венеция) и Себастьяно Риччи (1726 – 1730 годы, Национальный фонд Великобритании). Обращались к этому сюжету и фламандские живописцы. В 1640-е годы Питер ван Линт (1609 – 1690) исполнил «Исцеление паралитика», которое ныне хранится в Музее истории искусств Вены. Данное произведение было написано под несомненным влиянием работы другого знаменитого фламандца – Артуса Вольфорта (1581 – 1641). Художник создал несколько вариантов «Исцеления паралитика» ещё до 1640 года, самый известный из которых, ставший образцом для подражания многим живописцам Фландрии, находится в Художественной галерее Онтарио (Торонто).

Артус Вольфорт родился в Антверпене. В годовалом возрасте он с родителями переехал в Дордрехт. Здесь он обучался живописи, а в 1603 году вступил в гильдию святого Луки. Около 1615 года Вольфорт вернулся в Антверпен, где работал в мастерской одного из учителей Рубенса – Отто ван Веена (1556 – 1629). Он стал членом антверпенской гильдии живописцев в 1617 году.

В Антверпене у Вольфорта была обширная мастерская, в которой ученики создавали многочисленные копии работ учителя. Среди подмастерьев художника особенно выделялись талантом уже упомянутый нами Питер ван Линт, Питер ван Моль (1599 – 1650), сын живописца Ян Батист Вольфорт (1625 – 1671/1687) и Лукас Смут Старший (1620 – 1674). Некоторое время все они были копиистами произведений Вольфорта.

В 1635 году художник работал вместе с Рубенсом над оформлением торжественного въезда в Антверпен нового штатгальтера Нидерландов кардинала-инфанта Фердинанда Австрийского. Вольфорт создавал декорации по эскизам Рубенса.

Живопись Вольфорта была практически не знакома специалистам до конца 1970-х годов. Многие его произведения были атрибутированы как ранние работы Рубенса. Имя этого художника открыли благодаря тому, что он оставил свою полную подпись на картине «Туалет Эсфири» из Музея Виктории и Альберта в Лондоне (с данной работы было снято 10 копий). На остальных работах стоит монограмма мастера.

На раннем этапе творчества Вольфорт специализировался на религиозной живописи. Он исполнил несколько запрестольных образов для церквей Вознесения Богородицы и Успения Богородицы (церковь святого Павла) в Антверпене. Специализация на религиозных сюжетах объясняется тем, что художник работал, в основном, по заказам церкви. В частной коллекции хранится редкое мифологическое произведение Вольфорта «Четыре стихии». Обращался художник и к жанровым сценам. Так в Художественном музее Лёвена (M – Museum Leuven) есть работа «Посудомойка» (1633 год?), приписываемая Вольфорту. Хотя многие искусствоведы ставят данную атрибуцию под сомнение.

В ранних композициях Вольфорта, написанных ещё в стиле протобарокко, ощущается заметное влияние искусства его учителя ван Веена. Особенно это заметно в работе «Пир у Симона фарисея», которую Вольфорт повторил трижды (одна версия продана на аукционе Sotheby's 4 ноября 2009 г., Лондон, лот 56; вторая – находится в церкви святого Мартина в Берге; третья – в Новой галерее Касселя (ныне считается копией). Ранее автором этих композиций считался ван Веен. При этом композиция «Пира у Симона фарисея» «в зеркальном отражении» заимствована у Рубенса с одноименного полотна из Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). После 1630 года в творчестве Вольфорта появится динамика и тот особый неукротимый дух рубенсовской живописи.

Поскольку на сегодняшний день биография и хронология создания работ Вольфорта мало изучены, возникают затруднения в установлении авторства спорных композиций, а также в определении времени их написания. Большинство картин мастера сейчас атрибутированы первой половиной XVII века без обозначения точных дат.

Артус Вольфорт неоднократно обращался к фабуле «Исцеления паралитика». У художника существует две трактовки данного сюжета. Первый вариант находится в церкви святого Квинтина в Лёвене. Здесь Иисус с учениками изображён слева. Он благословляет паралитика, держащего свою постель. Справа – поражённые свидетели чуда, а на заднем плане – ангел, спускающийся в купальню.

В композиционном построении второго варианта использован тот же принцип, однако он является «зеркальным отражением» полотна из церкви Лёвена. Изменены и типажи внешности персонажей. В настоящее время самой известной версией «Исцеления» Вольфорта является картина из Художественной галереи Онтарио, приведённая нами выше. Не уступает ей в мастерстве исполнения и её авторская реплика, проданная с лондонского аукциона Christie's в 2008 году. Живописец меняет здесь внешний облик героев.

Данное полотно с аукционных торгов до 1938 года находилось в Доме Вермеера в Делфте, а затем сменило двух владельцев в Амстердаме. Эксперты аукциона Christie's датировали его 1630-ми годами – последним десятилетием жизни художника, что логично, т.к. именно в это период Вольфорт подпал под влияние Рубенса, безусловно, присутствующее в этой композиции. Сложно сказать, какая из картин первична по отношению к другой. Артус Вольфорт создал семь авторских реплик «Исцеления паралитика». Все они в разное время фигурировали на аукционах, либо хранятся в частных коллекциях, государственных музеях или соборах. По уровню исполнения лучшими являются полотна Вольфорта из галереи Онтарио и с весенних торгов Christie's в Лондоне. Ниже мы опубликуем список всех семи авторских работ Вольфорта на сюжет «Исцеление паралитика». Дополнительно приведём композиции из частной коллекции Юргена Фишера в Люцерне и с венского аукциона Доротеум 2013 года. Остальные работы воспроизведены на сайте Нидерландского института истории искусств (RKD). На них мы оставим ссылку [1].

Семь вариантов «Исцеления паралитика» Артуса Вольфорта:
Проходил на аукционе Доротеум в Вене 15 октября 2013 года (лот 593);
Проходил на аукционе Veilinghuis Bernaerts в Антверпене 30 марта 1998 года (лот 84);
Хранится в Художественной галерее Онтарио, Канада;
Проходил на аукционе Christie's в Лондоне в 2008 году;
Хранится в частной коллекции Юргена Фишера в Люцерне (ранее работа была атрибутирована Отто ван Вееном. Приобретена частным владельцем в 1980 году);
Находится в Севильском кафедральном соборе;
Проходил на аукционе Sotheby's в Лондоне 9 июля 2014 года.

Ещё одно «Исцеление паралитика» с формулировкой «приписывается Артусу Вольфорту» находится в Национальном музее в Познани (до 1977 года автором картины считался Отто ван Веен). Подобная атрибуция (attributed to Artus Wolffort) означает, что исследователи испытывают сомнения в авторстве произведения. Кроме этого до нас дошло полотно мастерской Вольфорта, написанное на этот же сюжет (аукцион Christie's, Нью-Йорк, 26 января 2005 года, лот 261). Художник, написавший его, очевидно, был приверженцем традиций караваджизма. Поскольку аукционисты атрибутировали картину мастерской художника (т.е. работа была написана при жизни Вольфорта), то логична в этом случае и её датировка первой половиной XVII века, а точнее 1630-ми годами.

На сайте Нидерландского института истории искусств (RKD) представлено ещё одно «Исцеление паралитика» из роттердамского музея Schielandshuis. Оно атрибутировано последователем Вольфорта. Ранее его автором считался Тобиас ван Неймеген, но затем от этой версии отказались в пользу последователя Вольфорта. Прежде произведение находилось в Музее Бойманса – ван Бёнингена (Роттердам).

Иконография этого полотна, интерпретация персонажей и манера исполнения аналогичны работе из Большого собрания изящных искусств ASG. Более того, картины, вероятно, были написаны одним и тем же мастером. Однако атрибуция картины из музея Роттердама последователем художника вызывает сомнение. Она не убедительна из-за явного противоречия авторства и датировки. В этикетаже картины мы специально привели ту датировку, которая указана на сайте института (RKD) – «XVII век (1600 – 1699)». Такая датировка формальна и противоречит атрибуции последователем Вольфорта. Формулировка «последователь» предполагает, что картины была написана уже после смерти художника. В случае с Артусом Вольфортом это будет вторая половина XVII столетия или, даже XVIII век. При этом в датировке указывается и первая половина XVII века, что отменяет авторство последователя. Тогда картину правильно отнести к мастерской или кругу живописца.

Нам известно единственное «Исцеление паралитика» мастерской Вольфорта с аукциона Christie's (26 января 2005 года). Атрибуция мастерской здесь выглядит состоятельно ввиду того, что произведение уступает авторской живописи Вольфорта. Французские эксперты аукционного дома Christophe Morel датировали картину из собрания ASG первой половиной XVII века, что означает ее исполнение при жизни художника. При этом мы не считаем возможным атрибутировать её мастерской, т.к. она слабее написана, нежели рассмотренная нами работа подмастерья. Таким образом, мы атрибутировали полотно кругом живописца. Это означает, что художник, создавший его, не обучался непосредственно в мастерской Вольфорта, но жил с ним в одно время в Антверпене и был знаком с его живописью.

В период с 1629 по 1634 годы в Антверпене жил современник Вольфорта фламандский художник, впоследствии работавший в Италии, Винсент Мало (1602/1606 – 1644). В Национальной галерее Палаццо Спинола (Генуя) хранится его «Исцеление паралитика». Не известна дата создания этого произведения. Однако оно очень близко работам Вольфорта, а персонажи в левой части (мужчина, изображённый со спины, и коленопреклонённая женщина) повторяют друг друга. Мы не знаем точную хронологию создания данных работ, а потому не можем с уверенностью говорить о том, кому принадлежит авторский замысел «Исцеления паралитика» в подобной трактовке, а также разработка его отдельных деталей.

«Исцеление паралитика» Артуса Вольфорта и Винсента Мало вдохновляли не одно поколение старых мастеров на создание собственных композиций. Так, голландский художник Абрахам Даниельсон Хондиус (1625 – 1691) в 1669 году написал «Исцеление паралитика» под впечатлением от работ фламандцев.

Работа круга Артуса Вольфорта «Исцеление паралитика» из Большого собрания изящных искусств ASG нуждается в реставрационных вмешательствах по устранению прорывов и коробления холста, укреплению красочного слоя и удалению загрязнений. Живописец, создавший её, во многом упростил авторскую композицию Вольфорта, при этом создав собственный образный ряд, обогативший иконографию библейского сюжета. Что касается хронологии создания картины из собрания ASG, то поскольку она атрибутирована кругом и была написана при жизни художника, то по аналогии с работами Вольфорта из Художественной галереи Онтарио, лондонского аукциона Christie's (2008 год), Доротеума (2013 год) и композиции мастерской (аукцион Christie's, 2005 год) мы датируем её 1630-ми годами.

Алина Булгакова
Источник: МИА




 
   
   
   
   

   
   
   

   
 
« март 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВс     12345678910111213141516171819202122232425262728293031
За весь месяц


« апрель 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВс 123456789101112131415161718192021222324252627282930
За весь месяц
 
   

   
 
Медиалогия
 
   

   
   
   
Портал разработан студией NeoWays.ru
КГ "Византия" ©, 2010                                   Служба поддержки пользоваталей: support@smi2go.ru